Русский
Бурятский













Отзывы


Информационные материалы

Готовимся к съезду

Совместно выработать решения назревших проблем

В свете Послания Президента Российской Федерации Дмитрия Медве­дева Федеральному Собранию роль представительных органов местного самоуправления будет усиливаться. Президент сказал: «Представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов».

Но наделение представительных органов столь серьезными полномо­чиями предполагает и улучшение качества их работы, что напрямую должно сказаться на улучшение жизни населения, тем более что проблем в эпоху кризиса предостаточно.

Поэтому обмен положительным опытом, совместная выработка решений назревших проблем, инициирование принятия законов, касающихся деятельности органов местного самоуправления, должны стать предметом обсуждения на предстоящем Съезде представительных органов местного самоуправления, цель которого совершенствование взаимодействие представительных органов федерального, регионального и местного самоуправления.

В преддверии съезда мы открываем постоянную рубрику «Готовимся к съезду».

Сегодня мы беседуем с доктором социологических наук, профессором, заведующим кафедрой политологии и социологии Бурятского государственного университета Дагбаевым Эрдэмом Данзановичем.

- Эрдэм Данзанович, краеугольным камнем демократии является волеизъявление народа, которое осуществляется через выборы представительных органов всех уровней. Насколько продуктивна реформа местного самоуправления последних лет? В чем её плюсы и минусы?

- Как известно, полномасштабная муниципальная реформа, основной особенностью которой, как мне кажется, стало создание двух уровней местного самоуправления: муниципалитеты первого уровня (городские округа и районы) и второго уровня (поселения), - началась с 2003 года. Реформа отвечает изменившейся в стране и обществе ситуации и объективно расширяет и углубляет демократию на местах.

- То есть, Эрдэм Данзанович, в ходе реформы власть на региональном и местном уровне стала ближе к народу, так как избираемых глав районов и поселений и депутатов на местах население знает в лицо, поэтому они более подконтрольны, а значит и ответственны.

- Да. Кроме того, полномочия, переданные федеральным законодательствам на поселенческий уровень, как раз и призваны решать повседневные нужды людей.

К плюсам реформы можно отнести следующее: дается право самостоятельно решать местные проблемы, исходя из возможностей своего бюджета; дается свобода в оптимизации структуры, что позволяет оперативно решать стоящие перед местным самоуправлением задачи. Ведь Россия исторически отличается многообразием (природным, климатическим, экономическим), поэтому стричь все муниципалитеты под одну гребенку просто невозможно.

Если мы упомянули историю, то надо сказать, что на протяжении веков в сфере самоуправления мы наблюдаем «движение маятника»: самостоятельность на местах то расширялась, то сужалась. То «парад суверенитетов», как это было в 90-е годы, то укрепление вертикали власти. Сегодняшняя реформа – это, конечно, расширение самостоятельности на местном уровне, развитие общинных начал, привлечение самого населения к решению повседневных проблем.

Минусы реформы лежат на поверхности, они очевидны: финансовая необеспеченность, недостаточная налоговая база и трудность в сборе переданных на места налогов, отсутствие, как правило, экономической базы, поселкообразующие предприятия почти повсеместно обанкротились, нерешенные вопросы с имуществом, неразвитость гражданского общества, не секрет, что большинство населения слабо участвует в местном самоуправлении. В идеале, этого не должно быть, так как «подрубается» сама суть местного самоуправления.

- Можно ли сказать, что сегодня парламентаризм в республике состоялся?

- Я думаю, что можно. Пятнадцать лет как произошло реальное разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную, и время показало, что концепция парламентаризма работает, она действенна. Конечно, есть определенные проблемы, но при наличии политической и гражданской воли они решаемы.

Нужно пояснить, что парламентаризм иногда понимают в чистом виде, то есть считают истинным парламентаризмом парламентское правление: законодательные органы формируют исполнительные, которые несут перед первыми полную ответственность и в случае недоработки распускаются. Но современный парламентаризм не предполагает именно такую жесткую структуру. Парламентаризмом считается любое устройство государственной власти, когда есть четкое разделение ветвей власти, каждая из которых имеет свои закрепленные законами полномочия, то есть применяется принцип сдержек и противовесов.

С этой точки зрения парламентаризм и в России, и в Бурятии на разных уровнях устойчиво развивается. Создана законодательная база, которая ежегодно совершенствуется.

Иногда считается, что между ветвями власти не должно быть никаких противоречий. Но сама суть системы разделения ветвей власти предполагает, что должны быть разные подходы в решении той или иной проблемы, разное видение создавшейся в стране ситуации, которая в современном очень динамичном и часто непредсказуемом мире быстро меняется. Суть парламентаризма и заключается в совместном поиске оптимальных решений, в снятии через публичное обсуждение возникших разногласий. В противном случае наступает стагнация, последствия которой, как известно, печальны.

Я надеюсь, что парламентаризм в республике будет развиваться и совершенствоваться.

- У депутатов всех уровней, по сути, одни избиратели. Насколько предстоящий съезд способен консолидировать усилия депутатского корпуса по решению существующих проблем? Какие, на ваш взгляд, цели он должен перед собой поставить?

- Вопрос поставлен правильно. Действительно, реформа местного самоуправления предполагает, что избиратели у депутатов различных уровней одни и те же, одни и те же проблемы, которые народные избранники призваны решать. Это настоятельно требует консолидации депутатского корпуса. Проблема: как взаимодействовать? Какие формы сотрудничества создать?

На мой взгляд, съезд должен, во-первых, обсудить создавшуюся в государстве и обществе ситуацию с учетом мирового финансового кризиса, во-вторых, выработать общие принципы и формы взаимодействия. Возможно, потребуется создание различных ассоциаций депутатов, которые, в частности, могут вырабатывать законодательные инициативы. По большому счету, цель съезда – выработка системы взаимодействия и путей решения создавшихся в обществе проблем.

- В Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев сказал, что роль представительных органов местного самоуправления будет усиливаться. В чем, на ваш взгляд, уже сегодня проявляется это усиление?

- Если мы обратимся к Посланию Президента Российской Федерации, то в области усиления института местного самоуправления следует назвать следующее, во-первых, партии, получившие от 5 до 7% голосов, могли бы гарантированно рассчитывать на один - два депутатских мандата; во-вторых, кандидатура руководителя исполнительной власти субъекта представляется Президенту партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах; в-третьих, Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления; в-четвертых, представительные органы местного самоуправления могут отстранять от должности руководителей муниципалитетов; в-пятых, привлекаются к законотворческому процессу представители неправительственных организаций.

Как известно, депутаты Селенгинского Совета депутатов уже избрали из своего состава главу муниципального образования «Селенгинский район». То же можно сказать и о Курумканском, Прибайкальском, Тарбагатайском и Муйском районах.

Роль представительных органов местного самоуправления будет усиливаться и в дальнейшем, тем самым будет повышаться качество народного представительства, укрепляться доверие граждан к власти и солидарность общества.

- Эрдэм Данзанович, насколько, на ваш взгляд, начавшийся кризис повлияет на деятельность представительных органов. Он (объективно) повысит или понизит их роль?

- Думаю, что кризис не понизит роль органов местного самоуправления. Но, исходя из политической теории, роль исполнительных органов в эпоху кризиса повышается, это очевидно, так как непростая ситуация требует быстрых решений, консолидации всех ресурсов в одних руках. Но, с другой стороны, система целостна, она работает, а так как представительные органы наделены такой же ответственностью, то и их значимость во время кризиса объективно усиливается.

- То есть в сложные времена все ветви власти, проходя проверку на прочность, выходят на новый виток своего развития. Возросшая ответственность подталкивает их на более тесное взаимодействие, с одной стороны, а с другой, законодательная ветвь власти, будучи еще и представительной, вынуждена ускорить реформу местного самоуправления, так как на первое место выходит доверие населения к принимаемым властями решениям.

- Надо отметить, что сегодня многое еще зависит и от личностного фактора. Если в районе или поселении есть признанные лидеры, наделенные доверием населения, они способны решить многие проблемы.

- Как часто необходимо проводить подобный съезд?

- Как известно, первый съезд прошел в республике в 2001 году в совершенно другой политической и экономической ситуации. Как часто проводить, раз в два года или три - должны решить делегаты съезда. Но, конечно, не через восемь лет. Нужна периодичность, системность.

- Что бы сказали делегатам предстоящего съезда? На какие проблемы обратили бы их внимание? Ваши пожелания?

- Я могу сказать только одно – съезд нужен, на нем должны быть обсуждены те принципиальные вопросы, о которых мы с вами говорили. Хочу пожелать, чтобы работа съезда была плодотворной, а его решения, отвечающие интересам всего населения республики, выполнены.

Константин Соболев, консультант отдела по работе со СМИ Народного Хурала Республики Бурятия

Газета «Бурятия» (от 25.04.09 г.)



Дата редактирования: 30.04.2009 14:07




Версия для печати


Прием граждан

Доржиев Ц-Д.Э.

Председатель Народного Хурала Республики Бурят
19.04   10:00-12:00
каб. 327

Ботоев Б.Н.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы
19.04   14:00-17:00
каб. 323

Стопичев А.Т.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике
18.04   14:00-17:00
каб. 218Весь список
Прямая трансляция сессий
Техническая поддержка
eto@govrb.ru