Русский
Бурятский













Отзывы


Новости


Полномочия должны быть подкреплены финансами

17.07.2010

Председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Анна Сергеевна Скосырская приняла участие в совместном заседании Совета по местному самоуправлению при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе и Координационного Совета по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» в городе Чита. Рассматривались вопросы о взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Было отмечено, что эффективное решение органами местного самоуправления вопросов местного значения во многом зависят от успешной организации их совместной работы с органами государственной власти, как на федеральном, так и региональном уровне. Вместе с тем, механизм такого взаимодействия не оптимизирован. Так, в действующем законодательстве Российской Федерации не установлены правовые формы взаимодействия всех органов власти, которые действуют в значительной мере обособленно, что не позволяет решать текущие и непредвиденные проблемы. В работе превалируют административные методы и внутриведомственные интересы, не учитываются социально-экономические условия, в которых находятся муниципальные образования. К ним, в частности, относятся недостаток квалифицированных муниципальных кадров и финансовых средств в местных бюджетах, слабое материально-техническое оснащение. Наметилась тенденция по обращению органов государственной власти к судебной форме защиты без использования процедур предварительного разрешения споров, консультаций и иных правовых средств по разрешению разногласий с органами местного самоуправления. Создан неоправданно огромный объем документооборота, что вместе с крайне сжатыми сроками подготовки ответов на запросы затрудняет работу местного самоуправления. В связи с отсутствием Интернета в некоторых сельских поселениях использование электронных форм документов и оперативная передача информации практически не возможны. Не предусмотрена в действующем законодательстве возможность предоставления органам местного самоуправления первичной статистической и налоговой информации, необходимой для социально-экономического планирования муниципальных образований. Особо остро стоит проблема бесхозяйного имущества, требующая разрешения с участием органов государственной власти. Участники заседания рекомендовали субъектам Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти разработать порядок взаимодействия с органами местного самоуправления, более активно использовать различные формы содействия по решению вопросов местного значения. К ним, в частности, относится направление информационных писем, проведение предварительных консультаций, обучающих семинаров, подготовка методических рекомендаций и модельных муниципальных правовых актов, а также выработка конкретных мер для разрешения сложившихся проблем, направленных на предупреждение правонарушений, а не на применение мер ответственности. Было предложено оптимизировать документооборот, включая установление максимального количества направляемых запросов и определение разумных сроков для подготовки ответов, упростить формы отчетности, шире использовать электронные средства связи. Нужно активнее привлекать глав местных администраций к проведению совместных проверок и к работе созданных рабочих комиссий. Участники рекомендовали создать государственный информационный ресурс о социально-экономическом развитии муниципальных образований. По вопросу о передаче государственных полномочий органам местного самоуправления необходимо отметить, что анализ регионального законодательства выявляет три основных способа наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: законом субъекта о местном самоуправлении, законом субъекта о порядке наделения органов местного самоуправления такими полномочиями, отдельными законами о порядке передачи отдельных полномочий. Практика показывает: органам местного самоуправления передается осуществление полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, общего образования, опеки и попечительства, а также полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями, по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по созданию административных комиссий. С каждым годом объем передаваемых полномочий увеличивается. Но наделение ими часто происходит без учета мнения органов местного самоуправления, которые вследствие недостаточности материальных, трудовых и иных ресурсов исполнить их не могут. Участники заседания отметили, что не менее остро стоят вопросы финансирования передаваемых полномочий. Действующие методики расчета субвенций являются несовершенными, они предусматривают объем бюджетных средств, исходя из имеющихся в региональных бюджетах доходов, и не покрывают всех фактических затрат. Более того, поступают они в местные бюджеты с большим опозданием. В результате власти на местах вынуждены отвлекать собственные ресурсы для осуществления государственных полномочий в ущерб решению вопросов местного значения. Было принято решение рекомендовать органам государственной власти при передаче полномочий предусматривать в методиках расчета субвенций все затраты, необходимые для исполнения органами местного самоуправления полномочий (на оплату труда, аренды помещений, оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, командировочные расходы и т.д.) В нашей республике органам местного самоуправления переданы следующие полномочия: по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, по хранению, комплектованию, учёту и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Республики Бурятия, по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочия в области образования, по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств республиканского бюджета, по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по осуществлению лицензирования розничной продажи алкогольной продукции; по административным комиссиям. Возникает вопрос: достаточно ли средств выделяется органам местного самоуправления? Так, Законом «Об административных комиссиях в Республике Бурятия и о наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по созданию и организации деятельности административных комиссий »предусмотрено наделение муниципальных образований государственными полномочиями по созданию и организации деятельности административных комиссий. В Законе установлено, что секретарь административной комиссии осуществляет свою деятельность на постоянной профессиональной, оплачиваемой основе или по совместительству. Полномочия переданы муниципальным районам и городским округам республики с необходимым финансовым сопровождением. В 2010 году муниципальным образованиям на выполнение данных полномочий выделено около 2,5 миллионов рублей из республиканского бюджета. За последний год в республике существенно повышены размеры штрафов за административные правонарушения. При этом суммы штрафов, согласно федеральному законодательству, не направляются в бюджеты муниципальных образований, а зачисляются в доходы бюджета субъектов Российской Федерации. Представители поселений просят передать им дополнительно данные полномочия в целях оперативного ведения административного производства. Однако передача поселениям полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий имеет ряд проблем: отсутствие квалифицированных кадров с высшим юридическим образованием, кроме того, в большинстве поселений ущерб от совершаемых гражданами административных правонарушений не всегда соразмерен затратам по содержанию в поселении административных комиссий. В настоящее время Народным Хуралом Республики Бурятия, в лице Комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы совместно с Правительством Республики Бурятия и муниципальными образованиями проводится работа по расчету необходимых средств на материально-техническое обеспечение комиссий в поселениях. Еще одна проблема, которая характерна для многих сибирских регионов – этовопросы противодействия распространения наркомании. Благоприятные естественные природные условия произрастания дикорастущей конопли и возможность производства из нее наркотиков, стремление использовать территорию Бурятии в качестве перевалочной базы наркотрафика продолжает представлять серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности. В Народный Хурал обратилось республиканское управление наркоконтроля по вопросу передачи органам местного самоуправлению полномочий по осуществлению контроля за уничтожением наркотикосодержащих растений землевладельцами, а также по проведению профилактики наркомании. Вопрос этот сложный и неоднозначный. Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» определено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. Следует отметить, что ранее в Государственную Думу на эту тему вносились два проекта федеральных законов Законодательным Собранием Еврейской автономной области и Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа. Предлагалось дополнить вопросы местного значения полномочиями по профилактике правонарушений и противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ. Оба проекта Государственной Думой отклонены в связи с тем, что данные вопросы не являются вопросами местного значения. При передаче данных полномочий нужно обеспечить надлежащее финансирование, тогда и будет эффект. Правоохранительные органы зачастую тратят много сил и средств на то, чтобы, например, добраться до отдаленных районов. А в это время муниципалитеты, чтобы обработать засоренные наркотическими растениями территории, не имеют нужных средств. Главный вывод - государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, должны быть подкреплены достаточным финансированием. Константин Соболев, отдел по работе со СМИ Народного Хурала Республики Бурятия
Газета «Бурятия» (17. 07. 10 г.)


Назад к списку



Версия для печати



Прием граждан

Павлов В.А.

Председатель Народного Хурала Республики Бурятия
18.09   15:00-17:00
каб. 118

Дорош С.Д.

заместитель председателя Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям
18.09   09:00-12:00
каб. 118

Марковец И.В.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике
17.09   09:00-12:00
каб. 118Весь список
Прямая трансляция сессий
Техническая поддержка
eto@govrb.ru