Русский
Бурятский













Отзывы


Новости


Только единство, помноженное на открытость, даст результат

07.07.2010

Прошло два с половиной года работы Народного Хурала четвертого созыва. Как работают комитеты республиканского парламента? Какие законы приняты? Как осуществляется контроль за их исполнением? Как работает Совет представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале и Комиссия по противодействию коррупции? – вот вопросы, с которыми мы обратились к председателю Комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы А.С. Скосырской. - Анна Сергеевна, в мае в с. Кырен Тункинского района прошло выездное заседание Совета представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале Республики Бурятия. Какие вопросы рассмотрели члены Совета? - Совет рассмотрел вопросы, которые волнуют сегодня не только депутатов, но и наших избирателей, в частности, «О профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде». Как показал анализ, в республике сохраняется негативная тенденция в сфере незаконного оборота наркотиков. Приведу лишь один факт: если в 2009 году правоохранительными органами зарегистрировано 2422 наркопреступления, то за четыре месяца этого года уже 741. Народным Хуралом принят закон «О профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма в Республике Бурятия». На одном из заседаний Совета Народного Хурала мы рассмотрели, насколько эффективно исполняется закон, и признали его исполнение неудовлетворительным. В марте этого года была утверждена республиканская программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Бурятия на 2010 – 2012 годы». Поэтому данный вопрос и был вынесен на обсуждение Совета представительных органов местного самоуправления. Были приняты рекомендации Правительству Бурятии, Народному Хуралу, органам местного самоуправления. Как известно, с этой бедой надо бороться всем миром. - На Совете вы также обсудили организацию работы глав муниципальных районов. Федеральный закон № 131 позволяет выбирать различные модели построения системы органов местного самоуправления. В случае избрания главы муниципального образования на выборах он или входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя (в этом случае руководитель местной администрации назначается по контракту на основе конкурса) или будучи главой муниципального образования одновременно возглавляет местную администрацию. В чем преимущества и недостатки первой модели? - Эта форма дает возможность более серьезного отбора по профессиональным качествам, образованию, опыту работы на муниципальной службе. Наемный менеджер – не политик, а хозяйственник, повседневно осуществляющий деятельность по решению вопросов местного значения, поэтому его работа не подчинена выборным задачам. Эта модель может хорошо работать, поскольку руководитель администрации не обременен опасениями, что население не переизберет его на следующий срок. К недостаткам следует отнести возможную кадровую чехарду при условии, если представительный орган будет часто менять управляющих. Кроме того, есть опасение двоевластия и как следствие противостояние представительного и исполнительного органов власти. В такой ситуации сложнее все ведь приходится простым людям. Если нет четкой и единой управленческой политики в муниципальном образовании, все это сказывается на жизни населения. В настоящее время форма назначения руководителя администрации по контракту практикуется в пяти пилотных районах республики: Селенгинском, Прибайкальском, Курумканском, Тарбагатайском и Муйском. С целью анализа и обобщения опыта работы руководителей администрации, нанимаемых по контракту, было проведено социологическое исследование. В виду непродолжительности применения этой формы члены Совета предложили обсудить этот вопрос на «круглом столе» с участием глав муниципальных образований, председателей Советов депутатов и представителей Администрации Президента республики. Кроме того, данный вопрос планируется рассмотреть на одной из секций межрегиональной научно-практической конференции «Об опыте реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Сибирском Федеральном округе», которая состоится в августе этого года. - Какие вопросы планирует рассмотреть Совет во втором полугодии? - Продолжим изучение практики организации территориального общественного самоуправления, обсудим работу дворовых инструкторов, вопросы финансирования их деятельности, развитие культуры в сельских поселениях, а также рассмотрим опыт работы районов и поселений по оказанию коммунальных услуг населению. - Открытость и сотрудничество с обществом – залог успешной работы представительных органов всех уровней. В июне по инициативе вашего комитета прошел «круглый стол» на тему «О проблемах доступности гражданам информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Бурятия». Чем было вызвано его проведение? - Право владеть информацией – это конституционное право любого гражданина на свободный доступ к информации, имеющей общественное значение. Владение информацией дает реальную возможность участвовать в жизни общества и государства. Поэтому задача органов государственной власти – устранить зачастую вымышленные преграды и барьеры. Как отметил Президент России Дмитрий Медведев, открытость государственной власти является важным инструментом в противодействии коррупции. Проводя «круглый стол», мы ставили перед собой задачу довести до населения, средств массовой информации и общественных организаций их права в этой сфере. Выясняли, есть ли реальный доступ к информации о деятельности органов власти, какие имеются проблемы. В дальнейшем нам нужно полнее использовать потенциал граждан и институтов гражданского общества, организовать с ними «обратную связь» для решения задач республиканского и местного масштаба. Об этом и шел заинтересованный разговор на «круглом столе». - С января вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», установивший механизмы реализации права граждан свободно искать и получать информацию. Что сделано в республике в целях реализации данного закона? - Этот закон нужен как гражданам, так и самой власти. Ведь только зная, отклик населения на то, как работает тот или иной закон, та или иная программа, можно оперативно внести необходимые, подсказанные самой жизнью, поправки. Есть и еще одно обстоятельство, делающее этот закон столь необходимым: Россия поражена коррупцией, которая является, в частности, и следствием непрозрачности государственных органов. Но, с другой стороны, насколько сами граждане испытывают потребность в получении информации о работе власти. На уровне республики обеспечивается доступ к информации о деятельности государственных органов. Еще в мае 2009 года внесены изменения в республиканский закон «О государственных информационных ресурсах Республики Бурятия» в части размещения информации о деятельности государственных органов республики в сети Интернет. Есть проблемы в муниципальных образованиях, особенно в поселениях. Ведь там зачастую нет официального печатного издания, в котором глава поселения и депутатский корпус могут публиковать информацию о своей работе. Наш комитет, как и парламент в целом, открыт для общества. Работа Народного Хурала систематически освещается в средствах массовой информации. Открыт собственный сайт Народного Хурала, который постоянно пополняется. Председатели комитетов ведут еженедельный прием избирателей. Проводятся «круглые столы», публичные и парламентские слушания по важнейшим, затрагивающим всё население республики вопросам. Мы считаем, чем прозрачнее для избирателей деятельность парламента, тем меньше будет всяческих домыслов, слухов и спекуляций. - Какие рекомендации были приняты? - Участники «круглого стола» предложили проводить анализ республиканских законов и иных нормативных правовых актов в сфере открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, развивать институт общественного контроля за их деятельностью. Для этого целесообразно привлекать общественные объединения к проведению социологических исследований среди населения, которые позволили бы оценить степень доступности гражданам информации о деятельности власти, а Народному Хуралу проводить мониторинг нормативных правовых актов и правоприменительной практики по вопросам обеспечения доступности к информации. Особенно важно предусматривать в бюджете средства для реализации этих целей. Также прозвучало предложение организовать прямую трансляцию заседаний сессии Народного Хурала Республики Бурятия. - Как вы оцениваете роль республиканских средств массовой информации? - Еще раз отмечу, что средства массовой информации - это составная часть политической системы общества, которая несет очень важную социальную нагрузку в республиканском информационном поле. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно-политические следствия. Не зря в этом плане СМИ называют четвёртой властью. - К ведению вашего комитета относятся такие фундаментальные вопросы, как устройство конституционного строя республики, государственного устройства, местного самоуправления, законности, охраны общественного порядка, защиты прав и свобод человека. На какие законы Вы бы хотели обратить внимание избирателей? - В прошлом году принят закон «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «Об административных комиссиях в Республике Бурятия». Органам местного самоуправления переданы государственные полномочия по созданию и организации деятельности административных комиссий, рассматривающих административные правонарушения, установленные республиканским законодательством. Данные полномочия переданы с необходимым финансовым сопровождением. В 2010 году муниципальным образованиям республики на выполнение полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий выделено около 2,5 миллионов рублей из республиканского бюджета. Законом «О некоторых вопросах деятельности нотариата на территории Республики Бурятия» численность нотариусов частной практики в городе Улан-Удэ увеличено на две единицы. Это повысит доступность нотариальных услуг для горожан, уменьшит очередность в нотариальных конторах. В первом полугодии текущего года принят пакет законов, направленный на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. В частности, новыми нормами дополнен Закон «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия». Это касается обеспечения представительства в Народном Хурале политических партий, за которые на выборах проголосовало 5 и более процентов избирателей, и освобождения от сбора подписей избирателей политических партий, представленных в указанных органах. Законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия и мировых судей в Республике Бурятия» определены вопросы, касающиеся открытости и свободного доступа к информации о деятельности Конституционного Суда и мировых судей в Республике Бурятия. Не остались без внимания и вопросы профилактики правонарушений. В первом чтении принят Закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Республике Бурятия». Закон призван урегулировать отношения в области организации и деятельности государственной системы профилактики правонарушений с целью нейтрализации преступности до уровня, ожидаемого обществом. Как показывает практика, усилия основных субъектов профилактической работы не могут в полном объеме достичь целей профилактики. Требуется более значительное объединение усилий государственной власти и органов местного самоуправления, граждан и институтов гражданского общества в предупреждении и пресечении преступлений и других правонарушений. На прошедшей очередной шестнадцатой сессии Народного Хурала принят в первом чтении закон, призванный установить порядок отбора и назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей. Приняты изменения в Законы «О статусе столицы Республики Бурятия», «Об Избирательной комиссии Республики Бурятия». - Вы председатель комиссии Народного Хурала по противодействию коррупции. Что сделано? Что планируется сделать? - Комиссией ежеквартально проводятся заседания, на которых рассматриваются актуальные вопросы законодательного обеспечения противодействия коррупции в республике, обращения граждан. Но основной задачей Комиссии является проведение антикоррупционной экспертизы принятых Народным Хуралом нормативных правовых актов, а также их проектов. В IV квартале 2009 года проведена экспертиза 4 законов, в I полугодии 2010 года – 12 законов. Во втором полугодии по плану предусмотрена экспертиза 11 законов. Комитетами Народного Хурала совместно с Президентом и Правительством республики проводится работа по внесению изменений в проверенные законы: принято десять законов, планируется внести еще шесть проектов. Большое внимание уделяется вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции. Народным Хуралом приняты законы «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О противодействии коррупции в Республике Бурятия», «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О законопроектной деятельности». Они направлены на обеспечение обязательной антикоррупционной экспертизы всех проектов нормативных правовых актов. Это поставит заслон принятию некачественных, коррупциогенных документов. Константин Соболев, консультант отдела по работе со СМИ Народного Хурала Республики Бурятия
Газета «Бурятия» (7. 07. 10 г.)


Назад к списку



Версия для печати



Прием граждан

Марковец И.В.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике
20.08   09:00-12:00
каб. 121 / 118

Доржиев В.П.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям
07.08   09:00-12:00
каб. 212 / 118

Носков П.Л.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку
05.08   14:00-17:00
каб. 121 / 118Весь список
Прямая трансляция сессий
Техническая поддержка
eto@govrb.ru