Русский
Бурятский













Отзывы


Новости


ТОСы – колыбель гражданского общества

16.03.2011

Гражданское общество – это сообщество ответственных, свободных, радеющих за процветание родного края и страны граждан. К сожалению, большинство из нас по-прежнему ждет приезда «начальства», которое всё рассудит и решит. А если ожидания не сбываются, мы по многовековой привычке ругаем «барина», который почему-то не убирает улицы нашего поселка от мусора, не благоустраивает наши дворы, где играют наши дети, и т. д. Отрадно, что с прошлого года в республике наметился слом этого порочного менталитета – началась активная работа по созданию территориального общественного самоуправления, когда сами жители, объединяя личные усилия, решают проблемы своей малой родины. Залог успеха – инновации и изменения сознания людей. Чем активнее население, тем лучше работает власть, тем продуманнее принимаемые законы, тем эффективнее контроль за принятые решения, а в итоге выше качество жизни. Мы обратились к председателю Комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Анне Скосырской с просьбой рассказать о деятельности комитета в сфере местного самоуправления. - Анна Сергеевна, какое значение в демократическом реформировании страны имеет развитие местного самоуправления? - Местное самоуправление - самый близкий к населению уровень публичной власти. Именно оно фундамент демократизации России, залог становления гражданского общества. Поэтому насколько активно участвуют жители муниципальных образований в решении вопросов местного значения, настолько успешно реализуется реформа местного самоуправления. Гражданское участие в местном самоуправлении является одним из базовых принципов функционирования этого института публичной власти, составляющего одну из основ конституционного строя в Российской Федерации. Дмитрий Медведев и Владимир Путин не раз говорили, что избыточные функции государства пора передавать гражданскому сектору. Особенно важно, чтобы реально заработала система социальных заказов. - Чем запомнился 2010 год в области местного самоуправления в Бурятии? - 2010 год можно по праву считать годом рождения территориального общественного самоуправления в республике. Нашим Комитетом совместно с Комитетом по территориальному развитию Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия была проведена большая и главное системная работа. Прошла серия семинаров в районах по вопросам организации территориального общественного самоуправления с привлечением не только представителей местных администраций, но и всех заинтересованных лиц. Проблемы в создании ТОС широко освещались в средствах массовой информации, по ним неоднократно выступали депутаты Народного Хурала. Мы и сегодня отслеживаем развитие ТОС, оказываем консультативную помощь. Правительством Бурятии объявлены два республиканских конкурса: «Лучшая местная администрация по работе с территориальным общественным самоуправлением» и «Лучшее территориальное общественное самоуправление» с ежегодным призовым фондом в объеме 15 млн. рублей. Эти деньги уже заложены в принятом депутатами Народного Хурала республиканском бюджете 2011 года. Нет сомнений, что эти конкурсы будут способствовать укреплению любви к своему селу, поселку, городу, благоустройству домов, улиц, дворов, выявлению активистов, ведь самым большим капиталом любого общества являются социально активные граждане, способные влиять на решения, принимаемые органами самоуправления, и нести ответственность за всё, что происходит на их территории. В результате в 2010 году было создано более 400 ТОС. Думаю, сама цифра красноречиво свидетельствует о проделанной работе. - Что такое территориальное общественное самоуправление и какую деятельность оно осуществляет? - Территориальное общественное самоуправление – это активная гражданская позиция по всем волнующим жителей села и города вопросам. Ведь ТОСы – это десятки активных людей, единомышленников, объединенных общей идеей – ответственностью и заботой о своем месте проживания, поддержании чистоты и порядка, уважением и дружбы соседей. Это люди, заботящиеся не только о частном хозяйстве, но и благоустройстве своей улицы, поселка, деревни. Благодаря данной форме самоорганизации, граждане могут решать вопросы, связанные с проживанием на территории и обеспечением комфортных условий жизни. Например, озеленяют и благоустраивают свою улицу или микрорайон, строят детскую площадку, организовывают досуг детей и т.п. Сами жители всё больше убеждаются, что это наиболее эффективная форма сотрудничества с муниципальной властью для решения общественно значимых вопросов. Надо также отметить, что населению Бурятии традиционно свойственно межнациональное согласие, коллективизм, общность, любовь к малой родине и почитание традиций предков. Всё это объективно будет способствовать развитию территориального общественного самоуправления, здорового чувства патриотизма, суть которого – конкретные дела на благо родного края. - Анна Сергеевна, расскажите какое развитие получаеттерриториальное общественное самоуправление в нашей республике? - Движение ТОС стремительно развивается и расширяется не только количественно, но и поднимается на другой качественный уровень. Так, 2010 году Селенгинским районом создан и активно поддерживается свой Интернет-сайт. Информационные технологии должны служить интересам населения и оптимизировать взаимодействие граждан с властью. Появление данного Интернет-сайта является первым шагом на пути создания единого Интернет-пространства для общения и обмена опытом между территориальными общественными самоуправлениями не только внутри республики, но и субъектами Российской Федерации. Нужно отметить, что благодаря деятельности ТОС можно не только сделать улицу чище, но и заработать какие-то деньги. Как я сказала, в республиканском бюджете на 2011 год заложено 15 млн. рублей на проведение конкурса «Лучшая местная администрация по работе с территориальным общественным самоуправлением». В этом конкурсе за первое, второе и третье места присуждаются, премии в размере 250, 150 и 80 тысяч рублей, соответственно. Данные средства могут быть направлены на решение таких местных проблем, как укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, спорта, здравоохранения и образования, организацию благоустройства и озеленения, сбор и вывоз мусора, освещение улиц и др. Хочется сказать, что и администрация района может поощрить работу ТОС. Так, районные администрации Селенгинского, Закаменского и Хоринского районов в 2010 году оказали финансовую поддержку из районных бюджетов созданным ТОС через проведенные различные конкурсы между ТОСами внутри района. - Насколько плотно Ваш Комитет взаимодействует с органами местного самоуправления? - Не только наш Комитет, но и в целом Народный Хурал постоянно взаимодействует с представительными органами местного самоуправления через консультативно-совещательный орган. Это созданный в октябре 2001 года Совет представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале. Так, в 2010 году было проведено два очередных заседания, на которых рассмотрено семь вопросов. В том числе, о практике и проблемах организации территориального общественного самоуправления в Бурятии, о работе дворовых инструкторов и вопросах финансирования их деятельности. По каждому вопросу выработаны конкретные решения, в частности, сохранено софинансирование деятельности дворовых инструкторов по месту жительства на период 2011 года из средств республиканского бюджета по принципу 50/50 процентов: 50% - местный бюджет, 50 % - республиканский бюджет. - Какие еще мероприятия в сфере местного самоуправления Вы бы отметили? - В августе 2010 года была проведена межрегиональная научно-практической конференции «Об опыте реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Сибирском федеральном округе». На конференции работали три секции: «Организация работы руководителя администрации, назначаемого по контракту по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий (на примере Республики Бурятия), опыт и проблемы»,«Участие граждан в решении вопросов местного самоуправления (практика и проблемы территориального общественного самоуправления)», «Практика и проблемы межбюджетных отношений в местном самоуправлении». В работе конференции принял участие Совет межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по местному самоуправлению, который провел заседание по вопросу практики формирования органов местного самоуправления. По итогам конференции была принята резолюция и опубликован сборник материалов конференции. Подобные мероприятия очень важны, так как происходит обмен опытом не только внутри республики, но и с регионами. - Какие планы Комитета на 2011 год? - Запланировано проведение «круглых столов», заседаний Совета представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале, выездные семинары-совещания в районы республики. Вопросов, требующих обсуждения и принятия решений, немало: это и финансовые и имущественные проблемы муниципалитетов, и осуществление полномочий, и налаживание эффективного диалога между исполнительной и представительной ветвями власти на местах и т. д. Нужно отметить, что взаимодействие с органами местного самоуправления стало более результативным. В заключение, хочу пожелать районным Советам активнее использовать право законодательной инициативы в целях совершенствования законодательства в сфере организации местного самоуправления.
Константин Соболев, отдел по работе со СМИ Народного Хурала Республики Бурятия


Назад к списку



Версия для печати


Прием граждан

Доржиев Ц-Д.Э.

Председатель Народного Хурала Республики Бурят
19.04   10:00-12:00
каб. 327

Ботоев Б.Н.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы
19.04   14:00-17:00
каб. 323

Стопичев А.Т.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике
18.04   14:00-17:00
каб. 218Весь список
Прямая трансляция сессий
Техническая поддержка
eto@govrb.ru