Русский
Бурятский













Отзывы


                                                                                      Готовимся к съезду

             Совместно выработать решения назревших проблем

В свете Послания Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию роль представительных органов местного са-моуправления будет усиливаться. Президент сказал: «Представительные ор-ганы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководи-телей муниципалитетов».
Но наделение представительных органов столь серьезными полномочиями предполагает и улучшение качества их работы, что напрямую должно сказаться на улучшение жизни населения, тем более что проблем в эпоху кризиса предостаточно.
 Поэтому обмен положительным опытом, совместная выработка реше-ний назревших проблем, инициирование принятия законов, касающихся дея-тельности органов местного самоуправления, должны стать предметом обсу-ждения на предстоящем Съезде представительных органов местного само-управления, цель которого совершенствование взаимодействие представи-тельных органов федерального, регионального и местного самоуправления.
В преддверии съезда мы открываем постоянную рубрику «Готовимся к съезду».
 Сегодня мы беседуем с доктором социологических наук, профессором, заведующим кафедрой политологии и социологии Бурятского государствен-ного университета Дагбаевым Эрдэмом Данзановичем.
- Эрдэм Данзанович, краеугольным камнем демократии является волеизъявление народа, которое осуществляется через выборы предста-вительных органов всех уровней. Насколько продуктивна реформа ме-стного самоуправления последних лет? В чем её плюсы и минусы?
- Как известно, полномасштабная муниципальная реформа, основной особенностью которой, как мне кажется, стало создание двух уровней мест-ного самоуправления: муниципалитеты первого уровня (городские округа и районы) и второго уровня (поселения), - началась с 2003 года. Реформа отве-чает изменившейся в стране и обществе ситуации и объективно расширяет и углубляет демократию на местах.
- То есть, Эрдэм Данзанович, в ходе реформы власть на региональ-ном и местном уровне стала ближе к народу, так как избираемых глав районов и поселений и депутатов на местах население знает в лицо, по-этому они более подконтрольны, а значит и ответственны.
- Да. Кроме того, полномочия, переданные федеральным законодатель-ствам на поселенческий уровень, как раз и призваны решать повседневные нужды людей.
К плюсам реформы можно отнести следующее: дается право самостоя-тельно решать местные проблемы, исходя из возможностей своего бюджета; дается свобода в оптимизации структуры, что позволяет оперативно решать стоящие перед местным самоуправлением задачи. Ведь Россия исторически отличается многообразием (природным, климатическим, экономическим), поэтому стричь все муниципалитеты под одну гребенку просто невозможно.
Если мы упомянули историю, то надо сказать, что на протяжении веков в сфере самоуправления мы наблюдаем «движение маятника»: самостоятель-ность на местах то расширялась, то сужалась. То «парад суверенитетов», как это было в 90-е годы, то укрепление вертикали власти. Сегодняшняя реформа – это, конечно, расширение самостоятельности на местном уровне, развитие общинных начал, привлечение самого населения к решению повседневных проблем.
 Минусы реформы лежат на поверхности, они очевидны: финансовая не-обеспеченность, недостаточная налоговая база и трудность в сборе передан-ных на места налогов, отсутствие, как правило, экономической базы, посел-кообразующие предприятия почти повсеместно обанкротились, нерешенные вопросы с имуществом, неразвитость гражданского общества, не секрет, что большинство населения слабо участвует в местном самоуправлении. В идеа-ле, этого не должно быть, так как «подрубается» сама суть местного само-управления.
- Можно ли сказать, что сегодня парламентаризм в республике со-стоялся?
- Я думаю, что можно. Пятнадцать лет как произошло реальное разделе-ние ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную, и время показало, что концепция парламентаризма работает, она действенна. Конеч-но, есть определенные проблемы, но при наличии политической и граждан-ской воли они решаемы.
Нужно пояснить, что парламентаризм иногда понимают в чистом виде, то есть считают истинным парламентаризмом парламентское правление: за-конодательные органы формируют исполнительные, которые несут перед первыми полную ответственность и в случае недоработки распускаются. Но современный парламентаризм не предполагает именно такую жесткую структуру. Парламентаризмом считается любое устройство государственной власти, когда есть четкое разделение ветвей власти, каждая из которых имеет свои закрепленные законами полномочия, то есть применяется принцип сдержек и противовесов.
С этой точки зрения парламентаризм и в России, и в Бурятии на разных уровнях устойчиво развивается. Создана законодательная база, которая еже-годно совершенствуется.
Иногда считается, что между ветвями власти не должно быть никаких противоречий. Но сама суть системы разделения ветвей власти предполагает, что должны быть разные подходы в решении той или иной проблемы, разное видение создавшейся в стране ситуации, которая в современном очень дина-мичном и часто непредсказуемом мире быстро меняется. Суть парламента-ризма и заключается в совместном поиске оптимальных решений, в снятии через публичное обсуждение возникших разногласий. В противном случае наступает стагнация, последствия которой, как известно, печальны.
Я надеюсь, что парламентаризм в республике будет развиваться и со-вершенствоваться.
- У депутатов всех уровней, по сути,  одни избиратели. Насколько предстоящий съезд способен консолидировать усилия депутатского кор-пуса по решению существующих проблем? Какие, на ваш взгляд, цели он должен перед собой поставить?
- Вопрос поставлен правильно. Действительно, реформа местного само-управления предполагает, что избиратели у депутатов различных уровней одни и те же, одни и те же проблемы, которые народные избранники призва-ны решать. Это настоятельно требует консолидации депутатского корпуса. Проблема: как взаимодействовать? Какие формы сотрудничества создать?
На мой взгляд, съезд должен, во-первых, обсудить создавшуюся в госу-дарстве и обществе ситуацию с учетом мирового финансового кризиса, во-вторых, выработать общие принципы и формы взаимодействия. Возможно, потребуется создание различных ассоциаций депутатов, которые, в частно-сти, могут вырабатывать законодательные инициативы. По большому счету, цель съезда – выработка системы взаимодействия и путей решения создав-шихся в обществе проблем.
- В Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев сказал, что роль представительных органов местного само-управления будет усиливаться. В чем, на ваш взгляд, уже сегодня про-является это усиление?
- Если мы обратимся к Посланию Президента Российской Федерации, то в области усиления института местного самоуправления следует назвать сле-дующее, во-первых, партии, получившие от 5 до 7% голосов, могли бы га-рантированно рассчитывать на один - два депутатских мандата; во-вторых, кандидатура руководителя исполнительной власти субъекта представляется Президенту партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональ-ных выборах; в-третьих, Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов мест-ного самоуправления; в-четвертых, представительные органы местного са-моуправления могут отстранять от должности руководителей муниципалите-тов; в-пятых, привлекаются к законотворческому процессу представители неправительственных организаций.
Как известно, депутаты Селенгинского Совета депутатов уже избрали из своего состава главу муниципального образования «Селенгинский район». То же можно сказать и о Курумканском, Прибайкальском, Тарбагатайском и Муйском районах.
Роль представительных органов местного самоуправления будет усили-ваться и в дальнейшем, тем самым будет повышаться качество народного представительства, укрепляться доверие граждан к власти и солидарность общества.
- Эрдэм Данзанович, насколько, на ваш взгляд, начавшийся кризис повлияет на деятельность представительных органов. Он (объективно) повысит или понизит их роль?
- Думаю, что кризис не понизит роль органов местного самоуправления. Но, исходя из политической теории, роль исполнительных органов в эпоху кризиса повышается, это очевидно, так как непростая ситуация требует бы-стрых решений, консолидации всех ресурсов в одних руках. Но, с другой стороны, система целостна, она работает, а так как представительные органы наделены такой же ответственностью, то и их значимость во время кризиса объективно усиливается.
- То есть в сложные времена все ветви власти, проходя проверку на прочность, выходят на новый виток своего развития. Возросшая ответ-ственность подталкивает их на более тесное взаимодействие, с одной стороны, а с другой, законодательная ветвь власти, будучи еще и пред-ставительной, вынуждена ускорить реформу местного самоуправления, так как на первое место выходит доверие населения к принимаемым властями решениям.
- Надо отметить, что сегодня многое еще зависит и от личностного фак-тора. Если в районе или поселении есть признанные лидеры, наделенные до-верием населения, они способны решить многие проблемы.
- Как часто необходимо проводить подобный съезд?
- Как известно, первый съезд прошел в республике в 2001 году в совер-шенно другой политической и экономической ситуации. Как часто прово-дить,  раз в два года или три - должны решить делегаты съезда. Но, конечно, не через восемь лет. Нужна периодичность, системность.
- Что бы сказали делегатам предстоящего съезда? На какие пробле-мы обратили бы их внимание? Ваши пожелания?
- Я могу сказать только одно – съезд нужен, на нем должны быть обсуж-дены те принципиальные вопросы, о которых мы с вами говорили. Хочу по-желать, чтобы работа съезда была плодотворной, а его решения, отвечающие интересам всего населения республики, выполнены.

Константин Соболев, консультант отдела по работе со СМИ Народ-ного Хурала Республики Бурятия

Газета «Бурятия» (от 25.04.09 г.)


Дата редактирования: 20.05.2009 16:28




Версия для печати


Прием граждан

Батуев Ц.Б.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям
23.11   14:00-17:00
каб. 118

Малышенко В.А.

заместитель председателя Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы
22.11   14:00-17:00
каб. 118

Стопичев А.Т.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике
21.11   14:00-17:00
каб. 118Весь список
Прямая трансляция сессий
Техническая поддержка
eto@govrb.ru