Русский
Бурятский













Отзывы
Главная - Общие сведения - История - Историческая справка


Историческая справка

  Институт законодательной (представительной) власти в Бурятии имеет богатую и весьма тернистую историю. Создавался он постепенно, этап за этапом, в общем контексте непростого развития республики как государственного образования.

30 мая 1923 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление об образовании Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики. Осенью того же года на всей территории республики были проведены выборы Советов всех уровней: от сельских (сомонных) до республиканских.

В декабре 1923 года состоялся I съезд Советов Бурят-Монгольской АССР, на котором был образован Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) БМАССР. Председателем Президиума ЦИК республики был избран известный политический и государственный деятель Матвей Иннокентьевич Амагаев. До этого он являлся председателем областного управления автономной области Дальне-Восточной Республики (ДВР) и министром по делам национальностей ДВР. На первой сессии ЦИК было также сформировано Правительство республики - Совет Народных Комиссаров БМАССР, Председателем которого стал видный бурятский деятель Михей Николаевич Ербанов, работавший до этого Председателем ревкома республики.

Съезд Советов являлся высшим органом власти республики и созывался один раз в два года. Делегаты избирались согласно нормам представительства. ЦИК и его Президиум являлись высшими органами государственной власти в период между съездами. Сессии ЦИК проводились один раз в три месяца.

В Положении о государственном устройстве Бурят-Монгольской АССР был определен статус республики как составной части РСФСР и разграничены предметы ведения и полномочия органов власти РСФСР и БМАССР. В пределах своих полномочий съезды Советов и Центральные Исполнительные Комитеты автономных республик издавали законодательные акты, имеющие обязательную силу на своих территориях, т.е. осуществляли функции законодательной и представительной власти.

11 августа 1937 года на VII чрезвычайном съезде Советов была принята Конституция Бурят-Монгольской АССР, в которой были определены правовые основы государственного устройства республики как социалистического государства. Согласно Конституции БМАССР высшим органом государственной власти стал Верховный Совет республики.

26 июня 1938 года состоялись всенародные выборы в Верховный Совет БМАССР первого созыва. По 90 избирательным округам на безальтернативной основе было избрано 90 депутатов. Состав депутатов был тщательно партийными органами подобран и в целом отражал политическую и социальную структуру общества того времени.

На первой сессии Верховного Совета первого созыва его Председателем был избран Гавриил Сергеевич Будаев, работавший секретарем Баргузинского райкома партии, а Председателем Президиума Верховного Совета - Гомбо Цыбикович Бельгаев, занимавший пост Председателя ЦИК. В состав Президиума Верховного Совета входили также два заместителя Председателя и 7 членов. Кроме того, на первой сессии были сформированы постоянно действующие бюджетная и мандатная комиссии, комиссия законодательных предположений.

Президиум Верховного Совета республики осуществлял высшую государственную власть на территории Бурятии в период между сессиями. К его компетенции относились: созыв сессий Верховного Совета, толкование республиканских законов, издание указов, проведение всенародного опроса и назначение выборов, решение вопросов административно-территориального устройства, присвоение почетных званий республики, а также иные вопросы государственного строительства и развития народного хозяйства.

Верховный Совет республики осуществлял свои полномочия без значительных изменений в течение одиннадцати созывов. Законотворческие функции Верховный Совет республики безусловно осуществлял, но по ряду известных обстоятельств, связанных со спецификой государственного и политического устройства страны, его законодательная деятельность была ограниченной и зачастую сводилась к формальному дублированию союзного и российского законодательства.

Верховный Совет республики двенадцатого созыва, функционировавший в условиях бурных политических событий первой половины 90-х годов, в соответствии со своими полномочиями высшего органа государственной власти сумел значительно активизировать законотворческий процесс. 22-го февраля 1994 года. Верховный Совет принял новую Конституцию Республики Бурятия, согласно которой высшим постоянно действующим представительным и единственным государственным органом законодательной власти республики стал Народный Хурал Республики Бурятия. Таким образом, были заложены основы современной парламентской системы в Бурятии.

Выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия первого созыва, состоявшиеся в июне 1994г., прошли в острой предвыборной борьбе. В бюллетени для голосования по выборам депутатов Народного Хурала в первом туре 16 июня 1994 года были внесены 392 кандидата. Депутатами Народного Хурала Республики Бурятия избраны 65 человек.
 
Первая сессия определила структуру республиканского парламента, избрала Председателя Народного Хурала и его заместителя и сформировала 5 комитетов: по экономической политике в промышленности, аграрном секторе, использованию природных ресурсов, экологии и торговле; по бюджету, налогам, финансам и банкам; по социальной политике; по государственному устройству, местному самоуправлению, законодательству, законности и правопорядку; по международным и региональным связям, национальным вопросам, делам общественных организаций и религиозных объединений.
Всего парламентом республики первого созыва было принято 139 законов, в том числе 48 проектов законов было внесено депутатами и комитетами Народного Хурала или 34,5 % от общего числа принятых законов. Из общего числа принятых законов 46 законов было принято по вопросам государственного строительства, 30 - бюджету, налогам, 34 - по вопросам экономической политики в промышленности и аграрном секторе. 21 - по вопросам социальной политики и 8 - по вопросам организации межрегиональных связей.
Законотворческая деятельность парламента не ограничивалась разработкой и принятием республиканских законов, особое внимание отводилось рассмотрению проектов федеральных законов. Всего было рассмотрено 1078 таких проектов законов. Это позволило улучшить федеральный законодательный процесс, сделать его более совершенным, учитывающим проблемы регионов Федерации и отвечающим интересам его граждан.
Парламент Бурятии первого созыва активно участвовал в создании государственной и муниципальной службы в республике, разработал законодательные основы функционирования отраслей экономики.

Второй созыв Народного Хурала Республики Бурятия (1998-2002гг.) начал свою работу июле 1998 года.
На первой сессии высшего республиканского законодательного органа второго созыва был реорганизован Комитет по экономической политике в промышленном и аграрном секторе, использованию природных ресурсов, экологии и торговле и образованы два комитета: по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку; по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, избран Председатель Народного Хурала, его заместитель, а также председатели Комитетов.
В течение четырех лет работы Народный Хурал Республики Бурятия принял 251 закон. Депутаты выступили с законодательной инициативой по 106 законопроектам, что составляет 42,2 % от общего числа принятых законов, в том числе по государственному устройству, местному самоуправлению и законности - 54 закона, или 23 % от общего количества принятых законов; по бюджету, налогам, финансам и банкам - 76 законов (32 %); по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды - 54 закона (23 %); по социальной  политике - 27 законов (11 %); по вопросам аграрной политики и потребительского рынка  17 законов (7 %); по вопросам национальной политики, региональных связей, делам общественных организаций и религиозных объединений - 10 законов (4 %).
Наиболее важные из принятых законов - это законы по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Бурятия с целью приведения ее в соответствие с федеральным законодательством, а также законы в области социальной политики. Кроме того, был принят один из основополагающих законов республики - закон "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы", который  ознаменовал новый этап в экономическом развитии республики.
Для выработки согласованных рекомендаций и законодательных инициатив, затрагивающих общебурятские и региональные интересы, по инициативе Народного Хурала Республики Бурятия второго созыва была создана Ассоциация парламентов Республики Бурятия, Агинского и  Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, Совет представительных органов местного самоуправления, призванный координировать деятельность депутатов республиканского парламента и городских (районных) Советов депутатов по формированию нормативно-правовой базы, способствующей ускорению социально-экономического развития республики.

В июле 2002 года прошли выборы депутатов Народного Хурала 3-го созыва (2002-2007 гг).
Для осуществления своих полномочий депутатами на первой сессии 24 июля 2002 г. была утверждена структура, образованы шесть комитетов, комиссия по мандатам и депутатской этике и избрано руководство Народного Хурала Республики Бурятия.
Также Народным Хуралом были образованы рабочие органы: счетная комиссия; комиссия по контролю за использованием электронной системы голосования; комиссия по регламенту; секретариат.
На 35 очередных и 9 внеочередных сессиях, проведенных  Народным Хуралом Республики Бурятия третьего созыва, было  принято 544 закона. Постановлениями Народного Хурала Республики Бурятия третьего созыва были поддержаны 32 законодательные инициативы  и 54 обращения в федеральные органы власти субъектов Российской Федерации, даны отзывы на 24 проекта федеральных законов, утверждены 14 законодательных инициатив Народного Хурала Республики Бурятия в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Народным Хуралом третьего созыва в октябре 2002г. был избран новый состав Совета Народного Хурала, которым в пределах своих полномочий в соответствии с Законом Республики Бурятия  «О Народном Хурале Республики Бурятия» рассматривались и принимались  решения по различным вопросам деятельности Народного Хурала. Комитетами Народного Хурала ежегодно проводились парламентские слушания и  круглые столы  по наиболее актуальным проблемам государственного строительства, социальной, экономической и аграрной политики, а также по вопросам контроля за ходом исполнения республиканских законов.

Четвертый созыв Народного Хурала Республики Бурятия начал свою работу в декабре 2007 года. Первой сессией парламента, прошедшей с 11 по 12 декабря, было избрано руководство Народного Хурала Республики Бурятия, новый состав Совета Народного Хурала Республики Бурятия, председатели Комитетов Народного Хурала Республики Бурятия, образованы следующие комиссии Народного Хурала Республики Бурятия: счетная комиссия, комиссия по Регламенту Народного Хурала, комиссия по контролю за электронной системой голосования, комиссия по мандатам и депутатской этике и избраны их руководители из числа депутатов. Также был образован Секретариат Народного Хурала.
Вместе с тем депутатами нового созыва было принято решение о сокращении  количества депутатов, работающих на постоянной основе, с 21 до 14.
На первой сессии были зарегистрированы четыре фракции в Народном Хурале Республики Бурятия: фракция Бурятского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» (45 депутатов), фракция «Справедливая Россия» (9 депутатов), фракция Бурятского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (5 депутатов), фракция Бурятского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» (3 депутата).
В сентябре 2008 года Народным Хуралом Республики Бурятия были созданы из числа депутатов Комиссия Народного Хурала Республики Бурятия по противодействию коррупции и Комиссия Народного Хурала Республики Бурятия по вопросам социально-экономического развития г. Улан-Удэ.

Народный Хурал Республики Бурятия - это реальный   политический институт в системе органов государственной власти Республики Бурятия.

Дата редактирования: 04.03.2009 16:14




Версия для печати


Прием граждан

Батуев Ц.Б.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям
23.03   14:00-17:00
каб. 212

Кушнарев А.Г.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды
22.03   14:00-17:00
каб. 211

Попов А.П.

председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку
16.03   14:00-17:00
каб. 119Весь список
Прямая трансляция сессий
Техническая поддержка
eto@govrb.ru