12.11.2021

Контрольный орган дал рекомендации по проекту бюджета

Председатель Счетной палаты Бурятии Евгений Пегасов на публичных слушаниях представил заключение контрольного органа по основным характеристикам республиканского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, внесенного в Народный Хурал Бурятии. Внимание участников он обратил на доходную часть казны республики и долговые обязательства республики.

«Объем собственных налоговых и неналоговых доходов на 2022 год в законопроекте прогнозируется с незначительным (в 0,07%) ростом к уточненным плановым назначениям текущего года.

Для сравнения, при формировании республиканского бюджета на 2021 год на этапе утверждения основных его параметров в первом чтении прогноз поступлений по собственным налоговым и неналоговым превысил на 2,4% оценку ожидаемого исполнения бюджета текущего года.

Основной причиной существенного, по сравнению с предыдущим финансовым периодом, замедления темпа роста прогнозных показателей, явилось падение планируемых объемов поступлений по налогу на прибыль организаций.

Так, на очередной финансовый период поступление в доходы республиканского бюджета указанного налога прогнозируется на уровне 74,0% к ожидаемым результатам текущего года.

Хотелось бы отметить, что динамика поступления названого налога в доходы республиканского бюджета в целом носит непредсказуемый характер, что создает дополнительные сложности при формировании прогнозных назначений.

Для примера, за период с 2014 по 2020 годы рост объемов кассовых поступлений чередовался значительным падением абсолютных показателей: в 2014 году в доходы республиканского бюджета поступил налог на прибыль организаций в размере 3,1 млрд.руб., в 2015 – 7,4 млрд.руб., в 2026 – 6,2 млрд.руб., в 2017 – 5,3 млрд.руб., в 2018 – 6,8 млрд.руб., в 2019 – 8,0 млрд.руб., в 2020 – 6,6 млрд.руб.

Особенности формирования проекта республиканского бюджета в текущем году, обусловившие сокращенные сроки его внесения и рассмотрения, а также принятые меры по снижению количества заболеваний коронавирусной инфекцией, не позволили нам запросить дополнительную информацию у кураторов соответствующих отраслей экономики – органов исполнительной власти Республики Бурятия. По опыту рассмотрения бюджета за предыдущие годы, полагаем, что более подробный анализ планируемой на 2022 год динамики наполняемости доходной части республиканского бюджета указанным налогом, в разрезе налогоплательщиков, отраслей экономики и т.д. будет проведен на заседаниях рабочей группы по доходам.

Занижен прогноз НДФЛ и УСНО

Касательно иных налогов, входящих в состав бюджетообразующих доходных источников, Счетной палатой РБ были сделаны выводы о существующем резерве в заявленных прогнозах поступлений по налогу на доходы физических лиц и налоге, взимаемом в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Так, используя расчетные показатели, содержащиеся в представленных в составе проекта бюджета материалах, нами были определены альтернативные значения плановых показателей по НДФЛ на очередной год на уровне 12,4 млрд.руб., что выше правительственного варианта более чем на 300,0 млн.руб.

К слову сказать, анализ динамики поступления данного налога за 10 месяцев текущего года, позволивший использовать дополнительный метод оценки обоснованности формирования прогноза, подтверждает наши расчеты.

Хотелось бы также обратить внимание, что необходимость учета динамики наполняемости доходной части республиканского бюджета в текущем периоде, исходя из установленных налоговым законодательством особенностей исчисления и уплаты, была анонсирована Счетной палатой РБ при составлении прогноза поступлений по налогу, взимаемого в связи с применением УСНО.

Очевидно, что указанный подход позволил нам вести речь о возможности повышения прогнозных назначений по вышеназванному налогу на очередной финансовый год как минимум на 50,0 млн.руб.

Есть замечания по расходам

Расходную часть республиканского бюджета на 2022 год предлагается утвердить в объеме 88,6 млрд. руб., что составит 93,7 % к уровню утвержденных назначений текущего года.

По результатам предварительной оценки обоснованности предложенных законопроектом к утверждению бюджетных ассигнований на финансирование расходных обязательств очередного года Счетной палатой РБ были представлены замечания и предложения в части финансирования расходов по направлениям: охрана окружающей природной среды, сельское хозяйство, культура, транспорт, инновационная экономика и т.д.

В частности, было отмечено, что при планировании расходов по госпрограмме «Социальная поддержка граждан» параметры прогнозируемого уровня инфляции заложены в размере, не соответствующем динамики роста индекса потребительских цен, запланированном в программе социально-экономического развития Республики Бурятия, снижение расходов по госпрограмме «Развитие АПК и сельских территорий в Республике Бурятия», направляемых на господдержку сельскохозяйственных товаропроизводителей на фоне роста цен на топливно-энергетические ресурсы может негативно отразиться на исполнение программных индикаторов и на отрасли в целом и т.д.

Подробный анализ будет произведен при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Представленным законопроектом предлагается утвердить на первый и второй годы планового периода условно утверждаемые расходы в суммах 1,53 млрд.руб. и 3,15 млрд.руб. соответственно, что превысит минимально допустимые показатели, рассчитанные в соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 184.1 БК РФ.

Работать над долговыми обязательствами

Как было отмечено выше, размер дефицита республиканского бюджета на очередной финансовый год находится в пределах максимально допустимых значений, установленных статьей 92.1 БК РФ (не более 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

В качестве источников финансирования дефицита предлагается определить поступления от размещения государственных ценных бумаг РБ в объеме 2,0 млрд рублей и положительную разницу между привлеченными и погашенными банковскими кредитами в объеме 3,7 млрд.руб., что соответствуют статье 95 БК РФ. Необходимо отметить, что часть привлеченных средств в объеме 835,5 млн рублей предлагается направить на погашение задолженности перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бюджетным кредитам.

Предлагаемые к утверждению законопроектом верхние пределы государственного долга Республики Бурятия на 1 января 2023, 2024 и 2025 годов в размерах 22,8 млрд.руб., 26,2 млрд.руб. и 29,8 млрд.руб. составят, соответственно: 68,4%, 74,6% и 80,4% от максимально допустимого значения объема региональных государственных долговых обязательств, установленного статьей 107 БК РФ (общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

Следует отметить, что по результатам проведенного анализа прогнозируемой динамики изменения объема и структуры долговых обязательств в текущем году и очередном финансовом периоде Счетной палатой РБ был сделан вывод о существующем риске превышения верхних пределов государственного долга по состоянию на отчетные даты, в связи с чем было рекомендовано Правительству РБ внести коррективы в указанные параметры с учетом результатов исполнения республиканского бюджета в текущем году.

Доля объема расходов на обслуживание долговых обязательств в отчетном финансовом году и плановом периоде составит, соответственно: 7,1%, 11,4% и 11,8% от максимально допустимых значений, рассчитанных в соответствии со статьей 111 БК РФ (на 2022 год – не более 12,6 млрд.руб.; на 2023 год – не более 11,9 млрд.руб.; на 2024 год – не более 12,3 млрд.руб».

Председатель Счетной палаты рекомендовал законодателям республики принять трехлетний бюджет в представленной редакции в первом чтении.

 


Поделиться:


Дата изменения: 2021-10-27 12:36